Погода

Погода
нет данных нет данных

Календарь новостей

<<       Ноябрь      >>
ПВСЧПСВ
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


1-2-3-4-5


Интервью по вопросам кадастровой стоимости объектов недвижимости (вопрос-ответ)

Вопрос 1: Последняя кадастровая оценка объектов недвижимости
в Алтайском крае была проведена еще в 2012 году. В течение какого периода она действительна? Готовится ли новая кадастровая переоценка?

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости
(за исключением земельных участков) в Алтайском крае выполнена подрядной организацией ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в 2012 году
на основании контракта, заключенного с Федеральной службой государственного регистрации, кадастра, и картографии. Результаты оценки - кадастровая стоимость объектов капитального строительства и средние значения кадастровой стоимости
в разрезе кадастровых кварталов и муниципальных образований утверждены постановлением Администрации Алтайского края от 11.12.2012 № 676. Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» новая оценка проводится не чаще чем один раз в течение 3 лет и не реже, чем один раз
в пять лет. Решение о проведении очередной оценки принимает орган исполнительной власти субъекта, т.е. на территории Алтайского края Администрация края. 5 лет с даты проведения действующей оценки исполнится
26 июня 2017 года.

Вопрос 2: Где сегодня любой собственник может узнать кадастровую стоимость своей недвижимости? От чего зависит кадастровая стоимость объекта (почему в разных муниципалитетах она разная?)

Кадастровую стоимость объектов капитального строительства, учтенных
в государственном кадастре недвижимости до 27.06.2012, любое заинтересованное лицо может узнать из постановления Администрации Алтайского края от 11.12.2012 № 676. Постановление размещено в сети Интернет на сайтах Главного управления имущественных отношений Алтайского края (www.altairegion-im.ru) и Управления Росреестра по Алтайскому краю (www.to22.rosreestr.ru).

На сайте Управления Росреестра по Алтайскому краю (www.to22.rosreestr.ru) данное Постановление размещено в разделе: Кадастровый учет/Кадастровая оценка земель и земельный налог/Нормативные правовые акты Администрации Алтайского края об утверждении результатов кадастровой оценки.

Обращаем внимание, что в указанном Постановлении приведены кадастровые номера и кадастровая стоимость без указания адресов объектов недвижимости. Чтобы узнать кадастровый номер объекта недвижимости по его адресу, можно воспользоваться электронной услугой «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра или обратиться к специалистам филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю по горячей линии
(83852) 50-20-97.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости также можно получить в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости с помощью направления запроса в орган кадастрового учета. Кадастровая справка о кадастровой стоимости предоставляется органом кадастрового учета бесплатно.

Органом кадастрового учета на территории Алтайского края является филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии» по Алтайскому краю.

Вопрос 3: На уровне края депутаты АКЗС утверждают окончательные базовые ставки для расчета налога. Поскольку он привязан к кадастровой стоимости, можно ожидать, что для отдельных собственников налог на имущество вырастет. Ожидаете ли Вы, что ряд налогоплательщиков попросту попытаются оспорить кадастровую стоимость своей недвижимости? Или сроки для этого уже вышли?

Массовость оспаривания кадастровой стоимости объектов капитального строительства будет во многом зависеть от величины налога, рассчитанного налоговыми органами в соответствии с положениями Налогового кодекса. Налог,
в свою очередь, будет зависеть не только от кадастровой стоимости (налоговой базы), но и не в меньшей степени от установленных представительными органами муниципальных образований налоговых ставок. Согласно внесенным в Налоговый кодекс дополнениям, базовая налоговая ставка для физических лиц на квартиры, жилые дома, гаражи, хозяйственные постройки площадью менее 50 кв.м. установлена в размере 0,1%, для иных объектов налогообложения 0,5%. Однако, там же, в Налоговом кодексе указано, что данные ставки могут изменяться представительными органами муниципальных образований в большую
или меньшую сторону, но не более чем в три раза.

Оспорить налогооблагаемую базу - кадастровую стоимость объектов недвижимости в Алтайском крае можно в суде и в межведомственной комиссии
по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю (Комиссия).

В настоящее время действует законодательная норма, предоставляющая право оспаривать в Комиссии кадастровую стоимость недвижимости в течение 5 лет
с даты внесения в государственный кадастр недвижимости.

Подробнее об оспаривании кадастровой стоимости в Комиссии можно узнать на сайте Управления в разделе «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости».

Вопрос 4: Как в крае обстоит дело с приватизацией недвижимости? Число неприватизированных объектов (квартир, домов) - минимально? Или все же составляет приличную долю?

В Алтайском крае право собственности зарегистрировано на более чем 750 тыс. объектов недвижимого имущества жилого назначения (квартир, комнат, жилых домов), что составляет около ¾ всех объектов капитального строительства жилого назначения, состоящих на государственном кадастровом учете.

Вопрос 5: Когда последний раз в Алтайском крае проводилась кадастровая оценка земли? В течение какого периода она действует?

Государственная кадастровая оценка земель проводится в разрезе категорий земель. В Алтайском крае осуществлена кадастровая оценка всех категорий земель (кроме земель запаса, которые, как известно, никому не предоставляются и не используются). Более того, кадастровая оценка земель населенных пунктов, земель промышленности актуализировалась единожды, земель сельскохозяйственного назначения актуализировалась дважды. Периодичность не чаще чем раз в 3 года и не реже, чем раз в 5 лет. Последняя по времени - государственная кадастровая оценка земель промышленности Алтайского края проведена в 2013 году, ее результаты утверждены постановлением Администрации Алтайского края от 26.03.2014
№ 145 (вступает в силу 01.01.2015).

Вопрос 6: С 1 января 2015 года вступит в силу федеральный закон, предусматривающий введение налога на имущество для юридических лиц — собственников торговых и офисных центров, работающих на УСН и ЕНВД. Налог на коммерческую недвижимость также будет рассчитываться, исходя
из кадастровой стоимости. Имеется ли на сегодня перечень таких коммерческих объектов с указанием их кадастровой стоимости?

В государственном кадастре недвижимости содержится кадастровая стоимость всех объектов капитального строительства, в том числе и тех, которые можно отнести к объектам торгового или офисного назначения.

Федеральным законом от 02.11.2013 № 307-ФЗ в Налоговый кодекс были внесены положения, касающиеся налогообложения административно-деловых центров и торговых центров, офисов и других подобных объектов, находящихся в собственности юридических лиц. При этом, согласно закону, перечень таких объектов недвижимого имущества определяется и передается в налоговые органы уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Также для введения налога на имущество юридических лиц от кадастровой стоимости должен быть принят закон Алтайского края, устанавливающий особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества.


Юридические лица: основные изменения в законодательстве

В рамках реформы гражданского законодательства принята очередная группа поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации в отношении юридических лиц.

Каковы наиболее существенные изменения?

Во-первых, изменилось понятие юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает
им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде. Из прежнего понятия исключено положение, согласно которому юридическое лицо  было обязано  иметь баланс и (или) смету.

Во-вторых, видоизменилась классификация коммерческих организаций.
С 01.09.2014 коммерческие организации могут создаваться в виде: хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Из законодательства о юридических лицах исключены положения о закрытых и открытых акционерных обществах и введены понятия публичных и непубличных обществ.

В третьих, из Гражданского кодекса Российской Федерации полностью исключено понятие разделительного баланса. Его составление при реорганизации юридического лица в форме разделения и выделения не требуется с 01.09.2014.

В-четвертых, изменения коснулись вопросов реорганизации юридических лиц. Так, допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Кроме того, изменен перечень документов, подтверждающих правопреемство юридических лиц при их реорганизации. Исключается необходимость подтверждения передаточным актом факта правопреемства юридических лиц при их реорганизации в форме слияния, присоединения
и преобразования.

В этой связи, при обращении юридических лиц, образованных в результате реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования,
за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, ранее принадлежавшее реорганизованным юридическим лицам, представление передаточного акта не требуется. Необходимые для государственной регистрации сведения о реорганизации юридического лица и о форме такой реорганизации,
а также о юридических лицах, являющихся правопредшественниками вновь образованного юридического лица, содержатся в графе «Сведения
о правопреемстве»  выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.


Новый институт найма жилых помещений жилищного фонда
социального использования

С 22 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования», за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2015 года.

Указанным Федеральным законом в Жилищный кодекс Российской Федерации включены новые разделы – «Жилые помещения, предоставляемые
по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» и «Наемные дома». Введена классификация жилищного фонда.
В зависимости от целей использования условно можно выделить жилищный фонд потребительского использования и жилищный фонд найма, который включает фонды некоммерческого и коммерческого использования и специализированный жилищный фонд.

Жилые помещения в наемном доме социального использования предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (предоставляются определенной категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом) и договорам найма жилых помещений (предоставляются иным гражданам).

При этом определено, что наймодателями по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования могут быть орган государственной власти и орган местного самоуправления, либо уполномоченная ими организация, а также организация, являющаяся собственником жилого помещения частного жилищного фонда или уполномоченная собственником такого жилого помещения. При этом наймодателем по таким договорам в одном наемном доме социального использования может являться только одно лицо.

Нанимателем по такому договору могут быть граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, в случае, если:

- доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества не превышают установленный органами местного самоуправления максимальный размер;

- гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным
в установленном порядке малоимущим.

Законодательно установлен срок заключения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования не менее чем 1 год,
но не более чем 10 лет.

Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений
по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, осуществляется органом местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, городах федерального значения - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

Предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя по договору найма такого жилого помещения включает в себя плату
за наем жилого помещения и плату за коммунальные услуги. При этом плата за наем жилого помещения включает в себя возмещение расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома социального использования
или приобретение всех помещений в таком доме, расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом такого жилого помещения, капитальным ремонтом дома.

Кроме того, участникам гражданского оборота необходимо учитывать,
что Федеральным законом внесены поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997
№ 122-ФЗ   «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» о проведении государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающее
на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или на основании договора найма жилого помещения, заключенного на срок не менее года.


Управление Росреестра по Алтайскому краю вошло в число «пилотных» регионов, которые создадут электронный архив

В сентябре текущего года Росреестр утвердил Стратегию архивного хранения и перевода в электронную форму дел правоустанавливающих документов
и кадастровых дел (приказ Росреестра от 05.09.2014 № П/426). Согласно данной Стратегии Управление Росреестра по Алтайскому краю вошло в число
18 «пилотных» регионов, в которых будут проведены работы по переводу
в электронную форму архивов Росреестра.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация, характеризующаяся стабильно растущим количеством регистрационных и учетных действий, которая ведет к увеличению архивных дел. Перевод документов
в электронный вид позволит уменьшить загруженность существующих архивохранилищ.

Перевод архивов в электронную форму будет вестись в двух направлениях:

- все вновь поступающие от заявителей бумажные документы будут переводиться в электронный вид на стадии приема документов, кроме тех, которые уже есть в Росреестре или те, которые будут запрошены в электронной форме при помощи СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия);

- постепенный перевод в электронную форму накопленных к настоящему времени дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел.

Создание электронного архива позволит решить две очень серьезные задачи, стоящие перед Росреестром, которые смогут существенно облегчить жизнь заявителям:

- реализуется экстерриториальный принцип (независимо от места  нахождения объекта недвижимости) подачи документов и принятия  решения о регистрации прав;

- сокращение сроков предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.

К концу 2014 года Управление Росреестра по Алтайскому краю планирует перевести в электронную форму порядка 75 тысяч дел правоустанавливающих документов. Для решения проблемных вопросов, возникающих в процессе реализации «пилотного» проекта, создана Рабочая группа Управления, одной из задач которой является разработка Плана-графика проведения работ на 2015-2016 годы.


 

Порядок предоставления платной информации для получения общедоступных сведений из ЕГРП для физических и юридических лиц

Одним из направлений деятельности Росреестра является предоставление информации о зарегистрированных правах - сведений из Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП).

Информация об объекте недвижимого имущества является открытой
и общедоступной и предоставляется любому лицу органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.   

Общедоступные сведения предоставляются в различных формах:

- при личном обращении, а также через законного представителя (доверенное лицо);

-  посредством почтового отправления;

- посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных
и муниципальных услуг или иных технических средств связи.

По-прежнему наиболее распространенной формой является личное обращение в офисы Росреестра либо через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, несмотря на возможность направить запрос посредством почтового отправления или в электронном виде - через портал государственных услуг (адрес сайта:http://rosreestr.ru/).

Некоторые неудобства возникают при направлении запроса посредством почтового отправления, а именно: подлинность подписи лица, запрашивающего сведения, на таком запросе и верность копий документов, прилагаемых к запросу, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке, что требует дополнительных материальных затрат.

Общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРП, для физических
и юридических лиц предоставляются по запросам в течение 5 рабочих дней,
на платной основе. Так, например, информация об одном объекте недвижимости, расположенном на территории Алтайского края, составит для физических лиц -
200 руб., для юридических лиц - 600 руб. За информацию о любом объекте недвижимости на территории Российской Федерации придется заплатить физическому лицу - 300 руб., юридическому лицу - 900 руб.

Также необходимо отметить возможность заявителя запросить и получить информацию о зарегистрированных правах из ЕГРП в электронном виде. Для этого необходимо заполнить форму запроса, размещенную на сайте Росреестра - Портале услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на вкладке «Государственные услуги - Предоставление сведений
о зарегистрированных правах и сделках с недвижимостью» в разделе «Электронные услуги», и произвести оплату. Адрес сайта: http://rosreestr.ru/.

Также, в последнее время большим спросом пользуется получение сведений из ЕГРП посредством доступа к информационному ресурсу. Предоставление сведений также осуществляется в электронной форме через специальный раздел официального сайта Росреестра. В данном случае заявитель может просматривать
и копировать сведения из информационной базы ЕГРП в режиме настоящего времени.

Необходимо отметить, что стоимость получения сведений
из ЕГРП посредством доступа к информационному ресурсу намного ниже, чем получение их обычным способом. За информацию о небольшом количестве объектов недвижимости (до 100 шт.) физическому лицу необходимо будет оплатить 250 рублей, юридическому лицу - 500 руб.

Информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества позволяет обезопасить себя при совершении сделок с недвижимостью, получив информацию по объектам, расположенным на всей территории страны.
В данной статье освещены возможные формы предоставления сведений из ЕГРП, использование которых позволяет получать достоверную информацию
о зарегистрированных правах.

Для получения ключа доступа к информационному ресурсу необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по Алтайскому краю. Адреса офисов и приемных размещены на официальном сайте Росреестра. Адрес сайта: http://rosreestr.ru/.


В адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (Кадастровая палата) от жителей региона поступают обращения с просьбой разъяснить вопросы, касающиеся кадастровой стоимости объектов недвижимости: как проводится оценка, как узнать кадастровую стоимость своего земельного участка, будет ли повышение кадастровой стоимости земельных участков и т.д.

Разъяснения по данным вопросам даёт начальник межрайонного отдела №6  Горюнов Михаил Сергеевич.

Вопрос: «Кто, когда, и каким образом проводил кадастровую оценку земли в нашем городе/районе, и почему на едином портале нет информации об этом?»

Ответ: Оценкой объектов недвижимого имущества на территории Алтайского края занимается не Кадастровая палата, а оценочные организации, которые прошли соответствующий конкурс. Заказчиком данных работ выступает Главное Управление имущественных отношений Алтайского края. Кадастровая палата, в свою очередь, лишь вносит результаты кадастровой оценки, утверждённые Постановлением Алтайского края, в государственный кадастр недвижимости. На главной странице портала электронных госуслуг Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе «Кадастровая оценка» размещена подробная информация о порядке проведения государственной кадастровой оценки, оспаривая результатов оценки, а также разъяснения понятий, относящихся к определению и использованию кадастровой стоимости, размещены нормативно-правовые акты, касающиеся государственной кадастровой оценки и определения кадастровой стоимости.

Вопрос: "Правда ли, что налог на землю в этом году повысят в несколько раз из-за кадастровой стоимости?"

Ответ: Постановлением Администрации края № 578 от 26 октября 2012 г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края», которое вступило в силу с 1 января 2013 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края; минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв.м земель сельскохозяйственного назначения по видам использования в разрезе муниципальных районов (городских округов) Алтайского края.

Таким образом, с 1 января 2013 года кадастровая стоимость земельных участков, утверждённая данным постановлением, подлежит применению для определения размера налоговых и арендных платежей за пользование земельными участками сельскохозяйственного назначения.

В результате оценки кадастровая стоимость земельных участков увеличилась, но незначительно, а в некоторых случаях даже уменьшилась. Поэтому, говоритьоб увеличении земельного налога в связи с повышением кадастровой стоимости земельных участков в несколько раз нет оснований.

Вопрос же о методике расчёта налогов (ставки, коэффициенты и т.д.) не входит в компетенцию деятельности Кадастровой палаты. С этим вопросом лучше обратиться в Управление Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю.

Что касается государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Алтайского края, она будет проводиться в течение 2014 года. Результаты оценки предположительно вступят в силу в 2015 году.

Вопрос: "Как можно узнать кадастровую стоимость земельного участка?"

Для получения информации о кадастровой стоимости земельного участка можно:
1.    Обратиться к специалистам Кадастровой палаты с запросом
о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости
в виде кадастровой справки, кадастровой выписки, кадастрового паспорта, которые предоставляются в срок не более пяти рабочих дней. Адрес офиса приёма Кадастровой палаты в районе с. Родино: ул.Ленина, д. 199; график работы: понедельник, четверг, пятница с 8-00 - 17-00, вторник с 8-00 -20-00,  среда с 8-00 -16-00, суббота с 9-00-13-00

2. Воспользоваться порталом электронных госуслуг Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», который размещён на главной странице портала. Для этого необходимо в поле для заполнения ввести кадастровый номер, условный номер либо адрес объекта недвижимости и нажать кнопку «Сформировать запрос». В открывшемся окне появится информация об объекте недвижимости, в том числе и кадастровая стоимость.

3. Воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта» на портале электронных госуслуг Росреестра (http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline), также размещённом на главной странице портала. Для этого нужно в открывшемся поле ввести кадастровый номер, адрес объекта недвижимости и нажать кнопку «Найти». Кроме того, Вы можете воспользоваться и расширенным поиском.

Публичная кадастровая карта предоставляет справочную информацию об объектах недвижимости и единицах кадастрового деления. Публичная кадастровая карта  - это отличный ресурс для получения первичной информации о земельном участке, где представлены такие сведения как кадастровые округа, кадастровые районы, границы и кадастровые зоны. С ее помощью можно не выходя из дома или офиса получить справочную информацию о полном кадастровом номере, адресе, площади, кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также о дате его постановки на кадастровый учет.

Кроме того, по всем возникающим вопросам, связанным, в том числе с кадастровой стоимостью, вы можете обращаться к специалистам Кадастровой палаты по телефону «горячей линии» 8 (3852) 50-20-97.


За государственной регистрацией – в местную администрацию: новые возможности

Одним из векторов развития сферы предоставления государственных и муниципальных услуг является создание для их потребителей максимально комфортных условий получения таких услуг, в том числе путем исключения или ограничения участия граждан в процессе подготовки документов, сокращения сроков их оказания, минимизации потоков заявителей в различных ведомствах.

В этой связи, в настоящее время законодательство в данной сфере претерпевает изменения, направленные, в частности, на расширение круга полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, позволяя им самостоятельно взаимодействовать с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, освобождая таким образом граждан от «хождения по инстанциям».

Принятие Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"1, вступившего в силу 24.06.2014, является одной из последовательных мер, направленных на дальнейшее расширение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере государственной регистрации прав.

В соответствии с внесенными Федеральным законом № 171-ФЗ в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»2 изменениями, орган государственной власти или орган местного самоуправления наделены полномочиями на обращение с заявлением о государственной регистрации прав граждан в случаях, когда такие права возникают на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления (например, договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан).

Следует отметить, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления и ранее обладали полномочиями на обращение в Управление Росреестра по Алтайскому краю3 от имени граждан с заявлениями о государственной регистрации их прав. Такие полномочия были делегированы им Федеральным законом от 28.02.2012 N 8-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" и распространялись только на случаи государственной регистрации прав граждан в упрощенном порядке, а также получения свидетельств о государственной регистрации прав и (или) иных документов и передачи их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.

С принятием же Закона № 171-ФЗ у граждан появилась возможность при обращении в орган местного самоуправления в целях заключения договоров или иных соглашений одновременно ходатайствовать о представлении органом местного самоуправления в регистрирующий орган необходимых документов для проведения регистрации прав на приобретаемые объекты.

Делегирование указанных полномочий органам местного самоуправления позволяет гражданам не затрачивать свое время на самостоятельное обращение в регистрирующий орган, а единожды предоставить в орган местного самоуправления одновременно с документами для заключения договора или иного соглашения документы, необходимые для государственной регистрации своих прав на его основании, которые отсутствуют в распоряжении органа местного самоуправления (например, нотариально удостоверенное согласие супруга на заключение сделки, документ об оплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий и т.п.), что в полной мере способствует реализации принципа «одного окна» при оказании государственных (муниципальных) услуг.

1 Далее - Закон № 171-ФЗ
2 Далее – Закон о регистрации
3 Далее – Управление


Недобросовестные застройщики

Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке права граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», так называемый закон о «Дачной амнистии» значительно упростил процедуру ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов.

Однако в процессе проведения государственной регистрации прав граждан на объекты недвижимости указанной категории Управление Росреестра по Алтайскому краю столкнулось с тем, что некоторые недобросовестные граждане, возводя многоквартирные жилые дома или дома блокированной застройки (таунхаусы), пытаются зарегистрировать данные объекты как индивидуальные жилые дома.

Такие жилые дома возводятся не только на территории, предназначенной для индивидуальной застройки в черте г. Барнаула, но и в дачных (садоводческих) товариществах. Тем самым нарушаются права лиц, которые проживают рядом с такими постройками. Многие из нас, приобретая земельный участок, вкладывая в строительство значительные средства, не ожидают, что рядом с ними будет построено общежитие или многоквартирный жилой дом.

В процессе проведения правовой экспертизы государственные регистраторы принимают все меры, направленные на исключение фактов ввода в гражданский оборот таких объектов недвижимого имущества, при возникновении сомнений направляют запросы в компетентные органы, представители которых выезжают на место с целью визуального осмотра здания, инициируют обращения в органы прокуратуры и местного самоуправления с целью привлечения недобросовестных застройщиков к ответственности и сносе самовольно возведенных строений.

В результате совместных действий Росреестра, органов местного самоуправления, прокуратуры в отношении ряда таких жилых домов уже имеются судебные решения об их сносе либо ведутся судебные разбирательства.

Один из застройщиков, построивший под видом индивидуального жилого дома общежитие на территории садоводства, привлечен к административной ответственности.


Об изменениях в составе комиссий по рассмотрению споров

Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ были внесены значительные изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Изменения коснулись как деятельности оценщиков и саморегулируемых организаций оценщиков, так и процедур государственной кадастровой оценки и рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Согласно новой редакции Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка объектов недвижимости теперь будет проводиться не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже одного раза в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена предыдущая кадастровая оценка. В старой редакции закона был определен лишь минимальный интервал - не реже, чем раз в пять лет. Такой интервал позволял некоторым субъектам Российской Федерации проводить государственную кадастровую оценку едва ли не ежегодно. И тогда в случае несогласия с новой утвержденной величиной кадастровой стоимости заинтересованные лица вынуждены были каждый раз оспаривать результат определения кадастровой стоимости.

Согласно принятым изменениям у граждан, желающих оспорить кадастровую стоимость того или иного объекта, теперь есть выбор: они могут обратиться либо напрямую в суд, либо сначала в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра. Юридические лица обращаются с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Особое внимание необходимо обратить на изменения в составе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Ранее в составе комиссии присутствовали представители Росреестра, Кадастровой палаты и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также один представитель Национального совета по оценочной